I COfJIACOBAHO: Ha 3ace)1,amu1 Ile)J,arorn:qecKoro COBeTa OTyHKU:ttOHaJII>HYIO cTpyKTypy, peanw3au;ttIO ( co.n:ep)l(aHtte npou:e.n:yp KOHTpon51 tt 3KcnepTHOH ou;eHKtt KaqecTBa o6pa3oBaHtt51) B rttMHa3tttt M~2. 1.2. TioJIO)l(eHtte npe.n:cTaBmieT co6o:H: HOpMaTttBHblH .IJ:OKyMeHT, pa3pa6oTaHHbIH B COOTBeTCTBHH c e.n:epaJibHblM 3aKOHOM OT 29.12 .2012 N 2733 (pe.n:. OT 21.07.2014) "06 o6pa30BaHtttt B PoccttHCKOH e.n:epau;tttt" ( c H3M. M .n:on., BcTyn. B cttny c 21.10.2014), 3aKOHOM ToMcKo:H: o6nacTtt OT 12.08.2013 N 11 149-03 (pe.n:. OT 04.07.2014) "06 o6pa3oBaHtttt B ToMCKOH 06nacTtt , npttH51TbIM nocTaHoBneHtteM 3aKoHo.n:aTeJII>HOH ,[(yMI>I ToMcKoif o6nacTtt OT 25.07.2013 N 1357, TioJIO)l(eHtteM «06 YnpasneHtttt o6pa3oBaHtt51 a.n:MttHttcTpau;tttt ActtHOBCKoro paifoHa ToMcKo:H: o6nacTtt», yTsep)l(.n:eHHbIM TiocTaHosneHtteM rnaBbl ActtHOBCKoro pa:H:oHa ToMCKOH o6nacTtt OT 14.11.2006. N2 1215 (c H3M. M .n:on. cornacHo nocTaHosneHttIO A.n:MttHttCTpau;tttt ActtHOBCKoro pa:H:oHa N2 621 OT 22.03.2012r.), YcTaBOM MAOY rttMHa3tttt N22 tt noKaJibHbIMtt aKTaMtt, pernaMeHTttpyIOrn:ttMtt peantt3aU:ttIO npou:e.n:yp KOHTpon51 tt ou;eHKtt KaqecTBa o6pa30BaHtt51 B rttMHa3Htt. 1.3 . B Tiono)l(eHtttt npttMeH51IOTC51 noH51Ttt51: Kal.[ecmeo 06pa3oeaHu5l 3TO KOMnneKcHa51 xapaKTepttcTttKa o6pa30BaTeJ1bHOH .n:e51TeJ1bHOCTH M no.n:roTOBKH o6yqaIOrn:eroc51, Bbipa)l(aIOrn:a51 CTeneHb RX COOTBeTCTBH51 <}:>e.n:epanbHblM rocy.n:apCTBeHHblM o6pa30BaTeJ1bHblM CTaH.n:apTaM, o6pa30BaTeJ1bHblM CTaH.n:apTaM, <}:>e.n:epanbHblM rocy.n:apCTBeHHblM Tpe6oBaHtt51M M (ttntt) TIOTpe6HOCT51M cpw3wqecKoro ttntt IOptt.z:i:wqecKoro nttu;a, B ttHTepecax KOToporo осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования гимназии являются: учителя, обучающиеся и их родители, педагогический совет школы, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации гимназии, аттестации работников гимназии. 1.5. Гимназия обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников гимназии, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству, и соответственно на все классы гимназии и предметы учебного плана. 1.7. Оценка качества образования осуществляется посредством: − системы контрольно-инспекционной деятельности; − общественной экспертизы качества образования; − лицензирования; − государственной аккредитации; − государственной (итоговой) аттестации выпускников; − мониторинга качества образования. 1.8. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: − образовательная статистика; − промежуточная и итоговая аттестация; − мониторинговые исследования; − социологические опросы; − отчеты работников школы; − посещение уроков и внеклассных мероприятий. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы системы внутреннего мониторинга качества образования 2.1. Целями системы оценки качества образования являются: 2.1.1. формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в гимназии; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в гимназии, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; 2.1.2. предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; 2.1.3. принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; 2.1.4. прогнозирование развития образовательной системы гимназии. 2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются: 2.2.1. формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; 2.2.2. формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; 2.2.3. формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; 2.2.4. изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности гимназии; 2.2.5. определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; 2.2.6. определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; 2.2.7. обеспечение доступности качественного образования; 2.2.8. оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; 2.2.9. определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; 2.2.10. выявление факторов, влияющих на качество образования; 2.2.11. содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; 2.2.12. определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; 2.2.13. определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам; 2.2.14. расширение общественного участия в управлении образованием в школе; 2.2.15. содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: 2.3.1. объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; 2.3.2. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; 2.3.3. открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; 2.3.4. доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; 2.3.5. рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; 2.3.6. повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; 2.3.7. оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); 2.3.8. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); 2.3.9. минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; 2.3.10. взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; 2.3.11. соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию гимназии, педагогический совет, Методический совет школы, методические объединения учителейпредметников, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.). 3.2. Администрация школы: 3.2.1. формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО гимназии и приложений к ним, утверждает приказом директора гимназии и контролирует их исполнение; 3.2.2. разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования гимназии, участвует в этих мероприятиях; 3.2.3. обеспечивает на основе образовательной программы проведение в гимназии контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; 3.2.4. организует систему мониторинга качества образования в гимназии, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне гимназии; 3.2.5. организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; 3.2.6. обеспечивает условия для подготовки работников гимназии и общественных экспертов по осуществлению контрольнооценочных процедур; 3.2.7. формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы гимназии за учебный год, публичный доклад директора гимназии); 3.2.8. принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО. 3.3. Методический совет школы и методические объединения учителейпредметников: 3.3.1. участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития гимназии; 3.3.2. участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов гимназии; 3.3.3. содействуют проведению подготовки работников гимназии и общественных экспертов по осуществлению контрольнооценочных процедур; 3.3.4. проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; 3.3.5. готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне гимназии. 3.4. Педагогический совет школы: 3.4.1. содействует определению стратегических направлений развития системы образования в гимназии; 3.4.2. содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе; 3.4.3. инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; 3.4.4. принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования гимназии; 3.4.5. принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; 3.4.6. принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в гимназии; 3.4.7. участвует в оценке качества и результативности труда работников гимназии, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами школы; 3.4.8. содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; 3.4.9. принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в гимназии; 3.4.10. заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с гимназией по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в гимназии, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности гимназии; 3.4.11. принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса гимназии, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: 4.3.1. качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам); 4.3.2. качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; 4.3.3. качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в гимназии, условия их реализации; 4.3.4. воспитательная работа; 4.3.5. профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; 4.3.6. эффективность управления качеством образования и открытость деятельности гимназии; 4.3.7. состояние здоровья обучающихся. 4.4. Реализация СОКО гимназии осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: − государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9,11-ых классов; − промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; − мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и чтению; − участие и результативность в школьных, районных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; − мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»; − мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых и 10-ых классов; − мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии с программой мониторинговых исследований гимназии. 4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: − результаты лицензирования и государственной аккредитации; − эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; − программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе; − оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; − обеспеченность методической и учебной литературой; − оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); − оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН; − диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации; − оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся; − анализ дальнейшего трудоустройства выпускников; − оценку открытости гимназии для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя: − степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; − реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии; − доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием. 4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: − степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей; − качество планирования воспитательной работы; − охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям; − наличие детского самоуправления; − удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом; − исследование уровня воспитанности обучающихся; − положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся. 4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: − аттестация педагогов; − отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); − знание и использование современных педагогических методик и технологий; − образовательные достижения учащихся; − подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; − участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.4.6. Содержание процедуры оценки здоровья учащихся включает в себя: − наличие медицинского кабинета и его оснащенность; − регулярность и качество проведения санитарноэпидемиологических профилактических мероприятий; − оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы; − оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); − оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; − диагностика состояния здоровья обучающихся. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности гимназии. 4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. Критерии Показатели Образовательные результаты по ступеням образования (внутренняя оценка) Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5» Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях Доля второгодников Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе Внешняя оценка Здоровье обучающихся Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по предметам) Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА по русскому языку и математике) Результаты независимого регионального комплексного исследования качества общего образования Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума) Доля обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах Доля обучающихся, победивших в предметных олимпиадах Доля обучающихся, принимавших участие в мероприятиях. Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет Доля обучающихся, которые занимаются спортом Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях Социализация обучающихся Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников Доля обучающихся, состоящих на учете в ОПДН, КДН к общей численности обучающихся Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе Готовность Доля родителей, участвующих в «жизни школы» родителей к участию в управлении школой Инновационный потенциал учителей Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации Доля педагогических работников, выступавших на РМО Доля педагогических работников, принимавших участие в конкурсах «Учитель года», «Классный руководитель года» и др. Соответствие требованиям к условиям обучения Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана Соответствие нормам и требованиям СанПиН Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами Наличие оборудованного медицинского кабинета 4.8. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы гимназии. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. 4.9. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в школьной программе мониторинговых исследований. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: 5.1. основным потребителям результатов СОКО; 5.2. средствам массовой информации через публичный доклад директора гимназии; 5.3. размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте гимназии. 5.2. Система оценки качества образования гимназии допускает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.