1.1 РП Русский язык (Б)

Приложение 1
к ООП СОО МАОУ
гимназии №2 города Асино

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Русский язык»
(базовый уровень)
(для 10-11 классов)

Срок освоения программы: 2 года

Составители: учителя русского языка
и литературы

Асино, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) на уровне среднего
общего образования составлена на основе положений и требований к результатам
освоения на уровне средней образовательной программы, представленных в ФГОС СОО,
ФОП СОО, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, Рабочей программы воспитания.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как
государственный язык и язык межнационального общения русский язык является
средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, воспитанию нравственности, любви к
Родине, ценностного отношения к русскому языку, формированию интереса и уважения к
языкам и культурам народов России и мира, развитию эмоционального интеллекта,
способности понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в
образовательной организации не только предметом изучения, но и средством овладения
другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических
и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на
качество освоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных
интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в
повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального
государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего
образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные
теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки,
направлена в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться
русским языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся,
совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в
разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку
является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах
(нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование
коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социальнобытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей изучения русского языка на уровне среднего общего
образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и
развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности
свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
2

В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне
среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые
сформированы на начальном общем и основном общем уровнях образования, и
предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и
уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика,
инфографика и другие).
В содержании программы по русскому языку выделяются три сквозные линии:
1. «Язык и речь. Культура речи»,
2. «Речь. Речевое общение. Текст»,
3. «Функциональная стилистика. Культура речи».
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
− осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения на основе расширения представлений о
функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в
русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
− овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в
развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для
овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
− совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и
расширение круга используемых языковых средств; совершенствование
коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и
самооценке на основе наблюдений за речью;
− развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие); совершенствование
умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную
информацию в практической деятельности;
− обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
− обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных
3

слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в
русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
В соответствии с ФГОС СОО предмет «Русский язык» является обязательным для
изучения на данном уровне образования. Общее число часов, рекомендованных для
изучения русского языка, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе
– 68 часа (2 часа в неделю).
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса
наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели:
целостному развитию личности школьника.
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и
жизненного самоопределения. Для личности обретает ценность система определенно
ориентированных поступков, возрастает значимость функции самоконтроля, которая
срабатывает в различных по типу проблемных ситуациях.
В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний,
усвоение теоретических основ различных дисциплин, обобщение знаний в единую
картину мира, познание философского смысла явлений. Как правило, интерес к учению (к
его содержанию и процессу) повышается, так как включаются мотивы самоопределения и
подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и взаимопроникновение
широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная
мотивация, так как хорошо осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники
уже готовы к самообразованию.
К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к
учебным предметам и умение находить и ставить проблему. Поэтому в учебном процессе
их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и
объяснения, которые заставляют думать. Меняется в этом возрасте и роль учителя: он
выступает уже скорее как консультант по предмету. Но воспитательные аспекты
преподавания предметов остаются.
Важнейшим условием реализации воспитательного потенциала уроков является
организация активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной
самостоятельности.
Программа воспитания на уроках русского языка реализуется через: воспитание
российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых
языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль
литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи
Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
Система языка, её устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические,
словообразовательные,
грамматические
(морфологические
и
синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее
представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка
(общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь
иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов.
Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь.
Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь.
Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики
(повторение, обобщение).
Основные нормы современного литературного произношения: произношение
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы
ударения в современном литературном русском языке.
Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет,
метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость.
Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная,
5

разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная.
Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и
другое). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Язык
и
речь.
Культура
речи.
Морфемика
и
словообразование.
Словообразовательные нормы
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение,
обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные
трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический
анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее
представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения,
краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных
числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных
местоимений, возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить,
убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых
глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного
наклонения.
Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и
разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные
написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила
графического сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация
и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия
общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание
6

контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения,
говорящего к партнёру и другие). Устойчивые формулы русского речевого этикета
применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу
адресанта/адресата и другим.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная
мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор
языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей
адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее
представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая
переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
11 КЛАСС
Общие сведения о языке
Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка
(общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе
(стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи,
неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор).
Язык и речь. Культура речи
Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический
анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные
средства
синтаксиса.
Синтаксический
параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия,
лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое
восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы
согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд,
большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным
сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные,
оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или
числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал).
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным
несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложнопадежной формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений.
7

Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный
анализ предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них:
знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения;
знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче
чужой речи. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и
сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями,
междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Функциональная стилистика. Культура речи
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма
(повторение, обобщение).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки
разговорной
речи:
неофициальность,
экспрессивность,
неподготовленность,
преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические,
морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры
разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор).
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили
научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная
статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие
(обзор).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление,
доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные
жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью
(обзор).
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных
разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной
речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,
языковых средств других функциональных разновидностей языка.
8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне
среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
− сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
− осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
− принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;
− готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
− готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
− умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
− готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
− ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
− идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
− осознание духовных ценностей российского народа;
9

− сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
− способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
− осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
− ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
4) эстетического воспитания:
− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
− способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
− убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
− готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального
благополучия:
− сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
− потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
− активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
− готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
− готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
− интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
− готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
− сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
− планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
− активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
10

прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
− расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
− совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
− осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
− самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным
в себе;
− саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
− внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
− эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
− социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
− самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
− устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров;
− определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
11

− выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
− разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
− вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
− координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
− развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
Базовые исследовательские действия:
− владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
− владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по
русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
− формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
− ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
− выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
− анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
− давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
− уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
− уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия – в профессиональную среду;
− выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
Работа с информацией:
− владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
− создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
− оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
12

− использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
− осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
− пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
− владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
− развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
− самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
− самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
− расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
− делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
− оценивать приобретённый опыт;
− стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
− давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
− владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
− уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
− принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
− принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
− признавать своё право и право других на ошибку;
− развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
Совместная деятельность
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
− выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
− принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
13

действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
− оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
− предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка;
о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности
в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц
с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других);
комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры
народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации,
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации», Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и
характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти
знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой
системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры
речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
14

Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм,
иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология
Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования
стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов;
словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Язык
и
речь.
Культура
речи.
Морфемика
и
словообразование.
Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов
(аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения
соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
15

Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём
устных монологических высказываний – не менее 100 слов; объём диалогического
высказывания – не менее 7–8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим;
использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернеткоммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на
слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
16

Корректировать текст: устранять
грамматические и речевые ошибки.

логические,

фактические,

этические,

К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления
разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность)
употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в
речевом общении и других.
Язык и речь. Культура речи.
Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках
изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы.
Распознавать,
анализировать
и
комментировать
тексты
различных
функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и
официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее
150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
17

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль является необходимым звеном любого урока. От его организации,
проведения и оценивания зависит эффективность обучения.
Контроль – это проверка соответствия полученных результатов с поставленными
заранее целями обучения. Выделяются следующие функции контроля:
− Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в
знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это
помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
− Контролирующая.
В
результате
устанавливается
уровень
овладения
компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
− Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои
знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
− Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены
знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному
материалу.
− Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания,
мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе
выполнения заданий.
− Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
− Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства
ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.
Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:
− Предварительный
− Текущий
− Тематический
− Итоговый контроль
На уроках используется пять основных форм контроля:
1. Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие
ответы с места.
2. Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание,
которое нужно выполнить совместно.
3. Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без
чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и
способностей отдельного человека.
4. Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.
Методы контроля – способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и
овладения требуемыми компетенциями. На уроках используются следующие методы:
− наблюдение,
− устный опрос,
− письменные работы,
− практическая или лабораторная работа,
− зачёты,
− тесты.
18

Ежедневное наблюдение позволяет составить верное суждение об отношении
ученика к предмету, доступности и посильности для него учебного материала, что
способствует грамотному планированию организации контроля знаний для каждого
обучающегося.
Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки.
Он проводится как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных
формах.
Письменные работы проводятся в разных формах: диктант, сочинение, отчёт, тест,
контрольная работа, графические работы.
Тестовый метод позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или
нескольких тем.
Практическая или лабораторная работа – форма контроля, которая требует от
учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых
ситуациях, сообразительности.
Типы контроля на уроках разделяют на:
− Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
− Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
− Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным
ответам.
Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов
являются классные журналы, дневники наблюдений, портфолио.
При организации образовательного процесса с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий контроль осуществляется в
oнлайн режиме на информационных платформах.
Виды, формы контроля проводится согласно Положению о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
Технология оценивания осуществляются согласно Положению о системе
оценивания образовательных достижений обучающихся.

19

10 КЛАСС
№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Электронные
(цифровые)
Всего Контроль Практич
образовательные
ные
еские
ресурсы
работы
работы
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1 Язык как знаковая система.
1
ЦОС Моя Школа
Основные функции языка.
https://myschool.edu.ru/
Лингвистика как наука
1.2 Язык и культура
1
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
1.3 Русский язык —
1
ЦОС Моя Школа
государственный язык
https://myschool.edu.ru/
Российской Федерации,
средство
межнационального
общения, национальный
язык русского народа, один
из мировых языков.
1.4 Формы поддержания
2
1
ЦОС Моя Школа
национального русского
https://myschool.edu.ru/
языка
Итого по разделу
5
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
2.1 Система языка, ее
1
ЦОС Моя Школа
устройство,
https://myschool.edu.ru/
функционирование
2.2 Культура как речь раздел
1
ЦОС Моя Школа
лингвистики
https://myschool.edu.ru/
2.3 Языковая норма, ее
1
ЦОС Моя Школа
основные признаки и
https://myschool.edu.ru/
функции. Виды языковых
норм
2.4 Качество хорошей речи
1
1
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
2.5 Основные виды словаря
1
ЦОС Моя Школа
(обзор)
https://myschool.edu.ru/
Итого по разделу
5
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
3.1 Фонетика и орфоэпия как
1
1
ЦОС Моя Школа
разделы лингвистики
https://myschool.edu.ru/
(повторение, обобщение).
Изобразительновыразительные средства
фонетики (повторение,
обобщение).
3.2 Орфоэпические
2
ЦОС Моя Школа
20

(произносительные и
https://myschool.edu.ru/
акцентологические) нормы
Итого по разделу
3
Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические
нормы
4.1 Лексикология и
2
1
ЦОС Моя Школа
фразеология как разделы
https://myschool.edu.ru/
лингвистики (повторение,
обобщение).
Изобразительновыразительные средства
лексики (повторение,
обобщение)
4.2 Основные лексические
3
ЦОС Моя Школа
нормы современного
https://myschool.edu.ru/
русского литературного
языка
4.3 Функционально1
ЦОС Моя Школа
стилистическая окраска
https://myschool.edu.ru/
слова
4.4 Экспрессивно1
ЦОС Моя Школа
стилистическая окраска
https://myschool.edu.ru/
слова
4.5 Фразеология русского
1
1
ЦОС Моя Школа
языка (повторение,
https://myschool.edu.ru/
обобщение). Крылатые
слова
Итого по разделу
8
Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные нормы
5.1 Морфемика и
2
1
ЦОС Моя Школа
словообразование как
https://myschool.edu.ru/
разделы лингвистики
(повторение, обобщение)
5.2 Словообразовательные
1
ЦОС Моя Школа
нормы
https://myschool.edu.ru/
Итого по разделу
3
Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
6.1 Морфология как раздел
2
1
ЦОС Моя Школа
лингвистики (повторение,
https://myschool.edu.ru/
обобщение)
6.2
Морфологические
4
1
1
ЦОС Моя Школа
современные нормы
https://myschool.edu.ru/
русского литературного
языка (общее
представление)
Итого по разделу
6
Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
21

7.1

7.2
7.3

7.4
7.5

7.6

Орфография как раздел
лингвистики (повторение,
обобщение)
Правописание гласных и
согласных в корне
Употребление
разделительных ъ и ь.
Правописание приставок.
Буквы ы – и после
приставок
Правописание суффиксов

1

Правописание n и nn в
словах различных частей
речи
Правописание нет и нет

2

Правописание окончаний
имён сущностных, имён
включенных и глаголов
7.8 Слитное, дефисное и
разделительное описание
слов
Итого по разделу
Раздел 8. Разворот. Речевое общение
8.1 Речь о деятельности. Виды
речевой деятельности
(повторение, обобщение)
8.2 Речевое общение и его
виды. Основные сферы
речевого общения. Речевая
ситуация и ее компоненты
8.3
Речевой этикет
7.7

8.4

Публичное выступление

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

2

1

2

2
1

1
2

2

1

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

1

14
1

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

2

1

Итого по разделу
5
Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста
9.1 Текст, его основные
1
признаки (повторение,
обобщение)
9.2 Логико-смысловые
2
отношения между
предложениями в тексте
(общее представление)
9.3 Информативность текста.
2
1
Виды информации в тексте
9.4 Информационно-смысловая
3
1

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
22

переработка текста. План.
Тезисы. Конспект. Реферат.
Аннотация. Отзыв.
Рецензия
Итого по разделу
Повторение пройденного
материала
Итоговый контроль (сочинения,
изложения, контрольные и
проверочные работы, диктанты)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://myschool.edu.ru/

8
6

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

5

5

68

5

10

11 КЛАСС
№

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Электронные
(цифровые)
Всего Контроль Практич
образовательные
ные
еские
ресурсы
работы
работы
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1 Культурная речь в
2
ЦОС Моя Школа
экологическом аспекте
https://myschool.edu.ru/
Итого по разделу
2
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
2.1 Синтаксис как раздел
2
ЦОС Моя Школа
лингвистики (повторение,
https://myschool.edu.ru/
обобщение)
2.2 Изобразительно2
ЦОС Моя Школа
выразительные средства
https://myschool.edu.ru/
синтаксиса
2.3 Синтаксические нормы.
2
1
ЦОС Моя Школа
Согласование основных
https://myschool.edu.ru/
норм, сказуемых с
нарушениями
2.4 Основные нормы
2
ЦОС Моя Школа
управления
https://myschool.edu.ru/
2.5 Основные правила
2
ЦОС Моя Школа
употребления однородных
https://myschool.edu.ru/
предложений
2.6 Основные нормы
3
1
ЦОС Моя Школа
употребления причастных и
https://myschool.edu.ru/
деепричастных оборотов
2.7 Основные нормы
3
1
ЦОС Моя Школа
построения предложений
https://myschool.edu.ru/
2.8 Обобщение и
1
1
ЦОС Моя Школа
систематизация по теме
https://myschool.edu.ru/
«Синтаксис.
Синтаксические нормы»
Итого по разделу
17
23

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
3.1 Пунктуация как раздел
1
ЦОС Моя Школа
лингвистики (повторение,
https://myschool.edu.ru/
обобщение)
3.2 Знаки препинания между
1
ЦОС Моя Школа
событиями и легендами
https://myschool.edu.ru/
3.3 Знаки препинания в
2
ЦОС Моя Школа
предложениях с
https://myschool.edu.ru/
однородными членами
3.4 Знаки препинания при
3
1
ЦОС Моя Школа
обособлении
https://myschool.edu.ru/
3.5 Знаки препинания в
2
ЦОС Моя Школа
помещениях с вводными
https://myschool.edu.ru/
конструкциями,
обращениями,
междометиями
3.6 Знаки препинания в
3
1
ЦОС Моя Школа
сложных предложениях
https://myschool.edu.ru/
3.7 Знаки препинания в
2
ЦОС Моя Школа
сложном предложении с
https://myschool.edu.ru/
внешней связью
3.8 Знаки препинания при
2
ЦОС Моя Школа
передаче чужой речи
https://myschool.edu.ru/
3.9 Повторение и обобщение по
1
1
ЦОС Моя Школа
темам раздела
https://myschool.edu.ru/
«Пунктуация. Основные
правила пунктуации»
Итого по разделу
17
Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические
нормы
4.1 Функциональная
1
ЦОС Моя Школа
стилистика как раздел
https://myschool.edu.ru/
лингвистики
4.2 Разговорная речь
2
1
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
4.3 Основные жанры
2
1
ЦОС Моя Школа
разговорной речи: устный
https://myschool.edu.ru/
рассказ, беседа, спор
(обзор)
4.4 Научный стиль
3
1
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
4.5 Основные жанры
2
1
ЦОС Моя Школа
современного стиля (обзор)
https://myschool.edu.ru/
4.6 Официально-деловой стиль.
2
1
ЦОС Моя Школа
Основные жанры
https://myschool.edu.ru/
официально-делового стиля
(обзор)
4.7 Публицистический стиль
2
1
ЦОС Моя Школа
24

Основные жанры
публицистического стиля
(обзор)
4.9 Язык художественной
литературы
Итого по разделу
Повторение пройденного
материала
Итоговый контроль (сочинения,
изложения, контрольные и
проверочные работы, диктанты)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4.8

3

4

1

https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/
ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

1

21
6

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

5

5

68

5

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
УМК «Русский язык» Гольцова Н.Г (10-11 кл.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки к учебнику по русскому языку 10-11 класс, Гольцова Н.Г.,
Мищерина М.А.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru/

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».