Приложение 2 к ООП СОО МАОУ гимназии №2 города Асино РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебный курс «Избранные вопросы права и экономики» (углубленный уровень) (для 10-11 классов) Срок освоения программы: 2 года Составители: учителя истории и обществознания Асино, 2023 год 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Избранные вопросы права и экономики» в рамках углубленного изучения учебного предмета «Обществознание» в профильном социально-экономического классе на уровне среднего общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, ФОП СОО в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом Рабочей программы воспитания. Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний, представленных на углубленном уровне в курсе обществознания среднего общего образования и обеспечивает преемственность путём углублённого изучения ряда социально-экономических процессов и явлений и расширения знаний теоретического уровня разделов «Право» и «Экономика». Вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни. Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций. Содержание учебного курса ориентировано на познавательную деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду, интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций. Цели и задачи данного курса: − создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека; − сформировать правовую и экономическую компетентность учащихся; − создать условия для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества; − развить у учащихся гражданственность; − подготовить к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе; − обеспечить усвоение учащимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы; − сформировать у учащихся основы экономического мышления; − выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни; − содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; − подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом; 2 − показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций; − рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся; − усвоить знания об основных отраслях права. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: − находить информации по заданному вопросу; − выделять противоречия, лежащие в юридической и экономической областях; − самостоятельная работать с документами; − выявлять причины возникновения проблемы, оценивать способы решения проблемы; − объяснять роль права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях − давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни При реализации содержания курса и организации деятельности обучающихся используются различные формы занятий: − лекция; − научно-практическая конференция; − диспут; − дискуссия; − семинар; − практическая работа; − ролевая игра; − деловая игра; − дебаты; − «Мозговой штурм»; − работа с источниками. Данный курс поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции и экономики, позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции и позволит ориентироваться в социуме. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Используются следующие виды контроля: − текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач); − итоговый (зачет). На изучение спецкурса отводится 68 часов: 10 класс – 34 часа(1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ К основным содержательным линиям курса права относятся: − роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране; − гражданство, основные права и обязанности граждан; − участие граждан в управлении государством, избирательная система в России; − вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; − основы трудового права и права социального обеспечения; - основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства; − особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п. Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе. Содержание курса экономика представляет комплекс знаний, который включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии: − человек и фирма; − человек и государство; − экономика домашнего хозяйства. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Программа ориентирована на изучение экономических понятий, формирование у старшеклассников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ» УЧЕБНОГО КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: − сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; − осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; − принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий; − готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; − готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; − умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; − готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; − ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; − идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; − осознание духовных ценностей российского народа; − сформированность нравственного сознания, этического поведения; − способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; − осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; − ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; − совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; − языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации; − осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; − мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. 5 В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: − самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений; − саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; − внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; − готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли; − эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; − социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ На уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: − самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне; − устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации; − определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности; − выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий; − разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков; − вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; − координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и − комбинированного взаимодействия; − развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов. Базовые исследовательские действия: 6 − развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания; − осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; − формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы; − ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; − выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить − аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; − анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; − давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт; − уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; − уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации; − выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: − владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; − создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы; − оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам; − использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, − правовых и этических норм, норм информационной безопасности; − владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия: − осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; 7 − распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; − владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; − развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: − самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения; − самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; − давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; − расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике; − делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; − оценивать приобретённый опыт; − способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Совместная деятельность: − понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; − выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; − принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; − оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; − предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; − осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятивные универсальные учебные действия Самоконтроль, принятие себя и других: − давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; − владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; 8 − − − − − уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу изучения курса обучающийся будет: 1. иметь представления о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; 2. владеть знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе; 3. иметь представления о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности; 4. владеть знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития; 5. иметь представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6. иметь правовое мышление и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; 7. иметь знания об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц; 8. понимать юридическую деятельности как форму реализации права; специфику основных юридических профессий; 9. уметь применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. 10. иметь представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки; 11. владеть системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; 12. владеть приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач; 13. уметь оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; 14. владеть системой знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России. 9 10 КЛАСС № ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Право 1.1 Форма и структура права 1.2 Государство и право Количество часов Всего Контроль Практич ные еские работы работы 7 1 10 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru Итого по разделу 17 Раздел 2. Экономика 2.1 Экономика: наука и хозяйство 6 1 ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru 1 ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru 1 1 2.2 Экономическая система государства 5 2.3 Законы рынка 6 1 1 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 34 2 6 11 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Право 1.1 Право и личность 1.2 Конституционное право Количество часов Всего Контроль Практич ные еские работы работы 7 1 10 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru Итого по разделу 17 Раздел 2. Экономика 2.1 Элементы международной экономики 6 1 ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru 2.2 «Роль государства в экономик 5 1 ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru 2.3 Основные проблемы экономики России 6 1 ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru Итого по разделу 1 1 1 17 10 Повторение и обобщение курса ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 34 2 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА «Экономика» (10-11 классы), Р.И. Хасбулатов «Право» (10-11 классы), А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие «Демократия: государство, общество», Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина. Методическое пособие «Из истории права» (10-11 класс), А. В. Ильин Кодексы РФ Юридические справочники, словари, энциклопедии. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru 11