Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов: Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 16октября 2009г. №373, "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённым Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010г; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"; Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; Положение о рабочей программе по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности в МАОУ гимназии №2 г. Асино Томской области. Цель: Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности. Задачи: - формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; - формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; -формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; Преемственность и межпредметное взаимодействие: Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений. Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в четверть, 34часа в год. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности: Освоение программы курса «Основы финансовой грамоты» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты: овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; Познавательные. Обучающийся научится: освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Предметные. Обучающийся научится: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; уметь характеризовать виды и функции денег; знать источники доходов и направлений расходов семьи; уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет проводить элементарные финансовые расчеты. Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний. Основные формы контроля: - мониторинг (тестирование, анкетирование); - практикумы; - творческие задания; - проектная, исследовательская деятельность; - конкурсы; - деловые и ролевые игры; 2. Содержание курса внеурочной деятельности. Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР. (Первый год обучения) 1. Введение в экономику (2 часа): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика; 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности; Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. 3. Товары и услуги (2 часа): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы; 4. Деньги (2 часа): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция; (2-ой год обучения) 1. Потребности (2 часа): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей; 2. Торговля (3 часа): Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Банки. 3. Занимательная экономика (3 часа): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками. Решаем задачи с экономическим содержанием; (3-ий год обучения) 1. Основы экономического развития (3 часа): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике; 2. Банки. Ценные бумаги. Налоги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов. 3. Международная торговля (3 часа): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт; (4-ий год обучения) 1. Основы экономического развития (2 часа): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике. Реклама и качество товара. 2. Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы; 3. Деловая этика (2 часа): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. История профессий. 4. Международная торговля (2 часа): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли. Тематическое планирование (1-ый год обучения) № п/п Темы Количество теория Практика часов 1 2 3 Введение в экономику 2 Потребности 2 Товары и услуги 2 2 1 1 1 1 4 Деньги 2 1 1 Итого: 8 5 3 теория Практика (2-й год обучения) № п/п Темы Количество часов 1 2 3 Потребности Торговля Занимательная 2 3 3 1 1 1 1 2 2 экономика Итого: 8 3 5 (3-й год обучения) № п/п Темы Количество теория Практика 3 1 2 2 развития Банки. Ценные бумаги. 3 1 2 3 Налоги Международная 3 1 2 торговля Итого: 9 3 6 теория Практика 2 1 1 3 1 2 2 2 1 1 1 1 9 4 5 часов 1 Основы экономического (4-й год обучения) № п/п Темы Количество часов 1 2 3 4 Основы экономического развития Банки. Ценные бумаги. Штрафы Деловая этика Международная торговля Итого: Список литературы: 1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы» 2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997. 3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992. 4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003. 5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика. 6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001 7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005. 8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Витапресс; 1997. 9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993. 10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.